Ганнибал Лектор. Архетипический разбор персонажа. Ганнибал Лектор – один из самых притягательных злодеев в кино. Он может восхищать, ужасать, вызывать противоречивые чувства, но при этом от него не оторваться, ты ждешь каждой его экранной минуты, каждого слова. Конечно, большая заслуга в этом феномене принадлежит Энтони Хопкинсу, который исполнил этого персонажа. Но также Ганнибала играл Маддс Миккельсен в сериале, это другая трактовка и другой образ, но и этот Ганнибал чертовски интригует. Мне захотелось разобраться, почему персонаж доктора Лектора так притягателен? Ведь есть много известных злодеев, есть даже списки злодеев всех времен и народов – от Дарта Вейдера из «Звездных войн» до Антона Чигура в «Старикам здесь не место» и Джокера, но фигура Ганнибала обладает каким-то особым магнетизмом. По крайней мере, для меня - нет других маньяков, убийц и злодеев, которые бы меня хоть как-то интересовали. Я решила сделать архетипический разбор – хочу понимать, почему меня одновременно притягивает и отталкивает это персонаж. Я опираюсь в основном на «Молчание ягнят» и «Ганнибал» Ридли Скотта. Какие архетипические роли проводит Ганнибал? Конечно, он Злодей, Герой и Бунтарь, ведь он противопоставляет себя системе и создает собственный кодекс, у него есть четкое представление о том, кто он, какую историю он рассказывает, он ничего не делает случайно. Он и Старлинг все время дразнит, его раздражает ее преданность системе, ее неподкупность. Также он противопоставляет себя не только системе – но и человеческой морали вцелом. Он Творец и Демиург –считает себя вправе решать вопросы жизни и смерти, совершенно точно он определяет свою жизнь, творит по одному ему известному образу, творит свои преступления – в них всегда есть стиль, его почерк, как бы это ужасно ни звучало. Он творит свои преступления, как мастер художественные полотна, дает отсылки к истории (инспектор из рода Пацци во Флоренции), изысканно их обставляет. В сериале «Ганнибал» демиургическая линия тоже точно представлена: Ганнибал прямо заявляет одному из персонажей – ты живешь и имеешь то, что имеешь, потому что я так решил, как будто он сам Господь. В обоих фильмах это поддержано стилистически – через отсылки к картинам Уильяма Блейка, который создал свою собственную сложную мифологию, через отсылки к Данте. Мы можем проассоциировать Ганнибала с Люцифером, светоносным сыном божьим, перешедшим на темную сторону и ставшим самими Дьяволом. В истории Ганнибала есть много от Божественной Игры. В письме, которое он пишет Кларисс есть абзац: «Очевидно Вы вернулись к этому делу не по своей воле. Полагаю, таковы условия сделки, но Вы с ними согласились: Вам поручили приблизить мою гибель. Не знаю, стоит ли желать Вам удачи, но уверен - нам будет весело». За ним охотится половина мира – а ему «будет весело». Он принимает непредсказуемость жизни, и использует все обстоятельства, которые случаются с ним. Тюрьма так тюрьма, попался так попался, есть возможность играть с тюремщиками и освободиться, я использую это. Он все время играет со всеми в кошки-мышки. Играет с Кларисс, играет с системой, играет с людьми, которые его охраняют или охотятся на него. Мы понимаем, что у Ганнибала также есть какой-то свой кодекс – он убивает грубиянов, предателей, бездарей, как будто он и есть Божественный Суд, который решает, кто стоит жизни, а кто нет. Он Эстет – где бы мы не видели Ганнибала – в тюремной камере или в палаццо во Флоренции, это всегда очень элегантно. Каждая деталь, картины, игра на фортепиано, запах крем для рук, по которому его вычислила Кларисс – все это из разряда чего-то элитарного. Доктор Лектор - Соблазнитель, у него очень вкрадчивая манера говорить, он интригует и провоцирует., очаровывает людей вокруг. В «Ганнибале» у его отношений с Кларисс очень чувственный оттенок. Вспомним финальную сцену: «Скажешь ли ты когда-нибудь мне «остановись?» Если любишь меня «остановись?». А вы знали, что роман Томаса Харриса заканчивается тем, что Кларисс остается с Ганнибалом? Для меня в свое время это было шоком. Энтони Хопкинс говорил про своего персонажа: «Мне хотелось показать, что Ганнибал — это не просто зло. Он хороший психолог и всегда поджидает момента, чтобы обольстить вас. Понимаете, зло может быть очень обаятельным. Ганнибал соблазняет, выпытывает самое важное в тебе и использует это». Он Врач – и по профессии, и мы видим его навыки, как он зашивает Старлинг в конце «Ганнибала», у нас часто возникает на врачей позитивная проекция, это же помогающая благородная профессия. Он Ученый – с легкостью читает лекцию по Данте во Флоренции, и нам ясно, что его знания в самых разных областях обширны и значительны. Он немного Маг – всегда на шаг впереди полиции, управляет разумами, играет ими. И в концовке «Ганнибала», где он с Кларисс, это немного похоже на миф о Мерлине и Моргане. Мерлин, неуязвимый и могущественный волшебник, влюбился в юную фею Моргану, передал ей свои секреты волшебства, а она заключила его в стеклянную гору. Как Мерлин, Ганнибал скорее всего, все осознает, но делает свой выбор. Еще во взаимоотношениях со Старлинг он выступает как Учитель. Особенно в «Ганнибале», он все время провоцирует ее выйти за ее привычные рамки, оставить уже в покое «мамочку и папочку» и повзрослеть. Ганнибал ассоциируется с хищником. «Кто найдёт в фильме сцены, когда Лектер моргает? Энтони Хопкинс позднее сказал, что нашёл у этого персонажа кое-что общее с рептилиями: они моргают только когда хотят этого, они делают это специально». И еще немного Хопкинса: «Походку Лектера я смоделировал по образу и подобию кошачьей. Я люблю кошек, люблю, как они двигаются. Мне хотелось, чтобы Лектер не ходил, а прокрадывался по улицам». Если мы вспомним фильмы - то там все время идет охота. Вернер охотится на Ганнибала, Кларисс выслеживает его по запаху от письма, неудачливый итальянский инспектор следить за ним во Флоренции ради денег. Все время не понятно, кто хищник, а кто жертва, потому что когда думаешь, что хищник ты, оказывается, что ты уже жертва, и участь твоя предрешена. Нас соблазняют, за нами охотятся, нас поучают в разной форме, нам дают метафоры, чтобы мы наконец-то что-то поняли, нас ужасают, пугают, мы боимся и трепещем, нас все время подначивают заходить за привычные границы. И все это чертовски элегантно, со стилем, с аллюзиями – с нами говорят, как со взрослыми. И все это – в одном персонаже. Он абсолютно ужасен, он маньяк и убийца – и при этом в нем столько ролей, архетипов, который нас не могут не задевать. Отсюда это амбивалентность, ужас, отвращение и притягательность одновременно. Может, дело в том, что он по архетипической составляющей ближе к Мефистофелю в «Фаусте», Люциферу в «Потерянном рае» Мильтона и Воланду в «Мастере и Маргарите»? Это, конечно, выделяет его из других злодеев.

Теги других блогов: кино злодеи Ганнибал Лектор